Взлет отменяется

Нынешний год станет серьезным испытанием для компаний бизнес-авиации. Уже в прошлом году российский рынок просел более чем на 17%, впрочем, падение спроса, хоть и в меньшей степени, но затронуло и другие европейские государства, в том числе Германию, Италию, Австрию и т.д. (см. диаграмму). Тем не менее, по итогам 2014-го наша страна замкнула ТОП-10 стран, где деловая авиация пользуется неплохим спросом, а в ТОП-20 она выглядит уже довольно крепким «середнячком», оставив позади Швецию, Польшу, Украину, Чехию и т.п. «Рынок деловой авиации в России и во всем мире коррелируется с состоянием экономики, поскольку основной ее клиент — успешный бизнесмен, — рассказала «РГБ» гендиректор компании LaggarSystem (авиационный консалтинг), один из разработчиков политики ЕврАзЭС в области авиации Инна Лучанинова, — и когда снижается бизнес-активность, уменьшается и количество бизнес-полетов. Самостоятельно противостоять экономическому кризису бизнес-авиация не в состоянии».

«Более 95% всех сделок в сегменте частной авиации имеют первоначальную стоимость в валюте страны, в которой зарегистрирован оператор. Во второй половине 2014 года из-за роста курса евро и доллара даже первоначальная стоимость перелетов на рынке выросла более чем наполовину в рублевом эквиваленте, что психологически существенно влияет на российских клиентов. Кроме сложностей в экономической сфере, рынок сейчас тяготит ежегодный сезонный спад на услуги перевозок, который продлится до середины апреля», — считает соучредитель системы онлайн-бронирования частных самолетов Charterscanner Игорь Алехин.

Одним из трендов 2015 года, по мнению экспертов, станет сокращение числа рейсов некоммерческой бизнес-авиации, то есть когда собственные воздушные суда используются в личных или корпоративных целях без получения выгоды. «Скорее всего, в 2015 году обеспеченные люди будут избавляться от дорогих неликвидных активов — под эту категорию попадают частные самолеты. Их владельцы предпочтут серьезным затратам на содержание воздушного судна выгодные перелеты на арендованных самолетах. Так как процесс продажи в лучшем случае занимает до полугода, есть вероятность, что рынок доступных для чартера самолетов расширится новыми бортами от частных владельцев, которые захотят таким образом минимизировать свои расходы на содержание ВС, выставленного на продажу, — говорит Игорь Алехин, — кроме этого, ожидается сокращение перелетов на флагманах в пользу более доступных лайнеров. Некоторые пассажиры частично или полностью перейдут в первый и бизнес-классы регулярных авиалиний. Поведение же преобладающего большинства клиентов российского рынка деловой авиации в 2015 году будет сводиться к оптимизации расходов на перелеты и более агрессивному покрытию затрат на содержание самолетов в собственности».

Читайте также  FBO Jetex в Париже отмечает 10 лет

Одним из трендов 2015 года станет сокращение числа рейсов некоммерческой бизнес-авиации

В то же время сама система организации регулярных рейсов авиации общего назначения подталкивает деловую авиацию к развитию. Например, знакомый предприниматель летает из Якутска в Красноярск исключительно через Москву: парадокс, но получается быстрее. «А бизнес-авиация позволяет добраться в любой пункт назначения, необходимый клиенту, в любое удобное для него время, — утверждает гендиректор компании Air Charter Service в России и СНГ Азат Мулгимов, — география полетов ограничена лишь наличием и возможностями аэропортов, способных принять тот или иной тип воздушного судна. Сегодня основная зона покрытия — все же западная часть России. Аэропортовая инфраструктура здесь пока развита значительно лучше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке: специальные терминалы бизнес-авиации, персонал, оборудование и средства для противообледенительной обработки, условия для техобслуживания бизнес-джетов. При этом мы уже видим реальные усилия ряда крупнейших аэропортов восточных регионов РФ по созданию необходимых условий для привлечения рейсов бизнес-авиации».

По данным компании Charterscanner, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Ростов, Екатеринбург, Казань, Самара и некоторые другие города с высокой бизнес-активностью являются прекрасным примером эволюции инфраструктуры бизнес-авиации в нашей стране. А столичные терминалы Внуково-3, Шереметьево A и Домодедово формируют основной трафик как внутри страны, так и в мировом масштабе. Так, по показателю пассажиропотока за 2014 год Внуково-3 занял пятое место среди европейских аэропортов. Среди основных зарубежных направлений — аэропорты, прилегающие к популярным горнолыжным курортам, и европейские города также с высокой бизнес-активностью: Шамбери, Тулон, Зальцбург, Цюрих, Ницца, Лондон, Вена, Париж, Рига.

По словам Инны Лучаниновой, конкуренция перевозчиков в сегменте деловой авиации достаточно высока, поэтому при заказе чартера клиент может рассчитывать на оперативность выполнения заказа (время подачи примерно 4 часа), высокий уровень комфорта и др., исходя из индивидуальных запросов. «Для повышения конкурентоспособности авиакомпании должны предлагать воздушные суда в нужное клиенту время в нужном месте, — подтверждает Азат Мулгимов, — именно поэтому основные операторы базируют по нескольку лайнеров различного типа в аэропортах, ближайших к точкам концентрации спроса. Их задача — максимально быстро подготовить судно и экипаж к выполнению рейса, если того требует пассажир. В отдельных случаях поднять самолет в воздух можно за 2-3 часа. Естественно, это работает далеко не идеальным образом, так как часто самолетам приходится подлетать в отдаленный аэропорт, чтобы забрать пассажиров, и после выполнения рейса лететь обратно на базу. По статистике, порядка 30% всех перелетов самолетов бизнес-авиации выполняются пустыми, что сказывается на финансовых показателях».

Читайте также  Comlux дебютирует на RUBAE

«Для сохранения своих позиций в непростой для деловой авиации период компаниям следует обратить особое внимание на развитие клиентского сервиса, тогда даже при снижении летной активности станет возможно поддержать лояльность клиентов, которые, уверен, и в дальнейшем не изменят своему выбору», — считает Игорь Алехин.

Источник: Российская газета

Add a Comment

Copyright © 2024. Авиа консалтинг от Aviav TM (Cofrance SARL). Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности